Как правильно поститься с позиций православной церкви
«Если православный христианин не постится в Великий пост или по средам и пятницам в течение всего года, за исключением праздничных дней, то миряне по 69-му правилу святых апостолов отлучаются от причащения Святых Тайн, а священники извергаются. Послабление в посте допускаются для немощных, больных, престарелых».
Это — правила святых апостолов о постах, которые были установлены православным христианам. Сегодня церковь более лояльно относится к соблюдению постов, к их строгости, но поститься верующий человек должен обязательно.
С позиций церкви, основа поста — борьба с грехом через воздержание от пищи. Именно воздержание, а не изнурение тела. Поэтому правила соблюдения постов каждый должен соизмерить со своими силами, степенью своей подготовки к посту.
Пост — аскетический подвиг, требующий подготовки и постепенности. Начинать поститься необходимо постепенно, поэтапно, начав хотя бы с воздержания от скоромной пищи в среду и пятницу в течение всего года. Некоторые необдуманно и поспешно берутся за подвиги поста и начинают поститься безмерно, строго. Вскоре они или расстраивают свое здоровье, или от голода становятся нетерпеливыми и раздражительными — злятся на всех. И на все; пост быстро становится для них невыносимым, и они бросают его.
Каждый сам должен определить, сколько ему требуется в сутки пищи и питья; потом понемногу надо уменьшать количество употребляемой пищи и довести его до того, сколько требует строгость поста в эти дни.
Желающие соблюдать пост должны посоветоваться с опытным духовником, рассказать ему о споем духовном и физическом состоянии и попросить благословения на совершение поста.
Пост — это не смирительная рубашка. Пожилые, больные люди, дети (до 14 тег), а также беременные женщины освобождаются от строго поста. Однако о мерах, послабления следует посоветоваться со священником.
Церкви строго обличали тех, кто употреблял во время поста пищу хотя и постную, но изысканную. «Есть такие хранители Четыредесятницы (дни самого строгого поста),- говорил блаженный Августин — которые более прихотливо, нежели благочестиво проводят ее. Они более изыскивают новые
удовольствия, нежели обуздывают ветхую плоть. Богатым и дорогим подбором разных плодов они хотят превзойти разнообразие самого вкусного стола. Сосудов, в которых варилось мясо,
они страшатся, а не страшатся похоти чрева и гортани своей». Учите правильнее поститься не через изысканность, а через образ стола.
Пост — это не только диета. Пост телесный без поста духовного ничего не приносит для спасения души, даже наоборот, может быть и духовно вредным, если человек, воздерживаясь от пищи, проникается сознанием собственного превосходства, истинный пост связан с молитвой, покаянием, с воздержанием от страстен и пороков, искоренением злых дел, прощением обид, воздержанием от супружеской жизни. Пост не цель, а средство — средство смирить свою плоть и очиститься от грехов. Пост без молитвы и покаяния становится лишь диетой.
Постясь телесно, в то же время необходимо поститься и духовно, «Постящейся телесно, постится и духовно, разрешим всяк союз неправды»,— проповедует Святая Церковь. Сущность поста выражена в следующей церковной песне: «Постясь от брашен, душа моя, а от страстей не очищаясь, напрасно утешаемся неядением, ибо если пост не принесет тебе исправления, то возненавидена будет от Бога, как фальшивая, и уподобится злым демонам, никогда не ядущим».